23:27

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
Почему-то никогда не любила Чехова. Мне стыдно в этом признаваться, т.к. он считается гениальным (наверное, таковым и является), но вот меня не пробирало, не захватывало, не трогало. Особенно рассказы. Если пьесы шли более или менее, то рассказы прям туго и со скрипом. Какое-то отторжение. Не знаю, как объяснить, но во всех его рассказах я постоянно чувствую гнильцу. Конкретно - в людях, в героях. Моё и без того мизантропичное сознание от них ещё больше мутируется, расцветает, множится, и внутри так гадко и грустно становится, что хоть вой. Может, так и задумано? Он показывает людей кончеными мудаками, коими они (в большинстве своём) и являются. Может, так оно и надо, это честно? Но тянет-то читать нечто обратное, возвращающее веру в добро, в справедливость, в честность, в благородство. Поэтому я от Чехова увиливаю, прячусь, избегаю его текстов, но вот сегодня чёрт дёрнул прочесть очередной - "Скрипка Ротшильда". Цепануло название (я часто ведусь на названия, что-то вдруг торкает и тянет, тогда рвусь читать, всё бросая). И, как итог, опять хоть на луну вой от тоски и омерзения. Чего я ожидала вообще? Это же Чехов, алё, там всегда подобное. Но нет, окунулась снова в озеро с говнецом... Хорошо, когда литература помогает тебе найти ответы на какие-то собственные болезненные вопросы, но нет ничего хуже того, когда литература только множит и раздувает эти самые вопросы (или рождает новые). Вот Чехов никогда не отвечает, он только множит то, что во мне кричит. Но причина тут понятна - он задаётся теми же вопросами, сам всю жизнь ищет на них ответ. И не находит. И никто не находит. Потому что ответа-то нет.

@темы: Мысли о разном, Книги

Комментарии
10.10.2018 в 01:35

прыгнул с бубном и улетел.
Признаться, я Чехова никогда просто не понимала. Он у меня вообще не вызывает никаких чувств. Сейчас заценю этот рассказ.
А какие произведения у него тебе особенно не нравятся? (Блин, прямо разговор об увлечениях двух мизантропов))
10.10.2018 в 02:03

прыгнул с бубном и улетел.
Мне понравилось произведение! Даже повеселило местами: например, где он думает, что от смерти есть польза ("не надо ни есть, ни пить, ни платить податей, ни обижать людей"), у меня тоже бывают похожие мысли)) Я думаю, что ответы на эти вопросы есть, но к ним надо быть готовым. Ведь всё сводится к одному: люди не дают друг другу жить, потому что они постоянно заняты выживанием и борьбой. Зачем? Вот Яков начал это понимать, когда подумал о том, что обижать жену или бить Ротшильда, например, было совершенно не нужно.
10.10.2018 в 02:20

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, сложно сказать, какие произведения особенно не нравятся, скорее сама атмосфера, которая (во всяком случае в рассказах) очень схожа. Такое уныние и тлен бесконечный ) Есть у него юморные рассказы, но даже они у меня скорее грусть вызывают почему-то. Насчёт этого рассказа, мне он тоже в каком-то смысле понравился. Меня почему-то улыбнуло место, где он рассуждает о гробах, о том, что как, мол, печально, что помирают в их городе редко, и про маленькие гробы для детей, что, мол, не любит заниматься чепухой. Наверное, я ужасный человек, раз меня такое смешит ) Но просто вот этот цинизм, который бывает только у тех, кто часто сталкивается со смертью (гробовщики, врачи), этот чёрный юмор - всё это мне близко, т.к. я к жизни в целом несерьёзно отношусь, как к чему-то временному и проходному на пути к чему-то более интересному. Насчёт мыслей о смерти, которые ты процитировала - у меня такие постоянно ) Я буду при смерти улыбаться, как его жена. А насчёт вопросов, на которые нет ответа, я имела в виду другие. Вопросы о том, зачем мы вообще живём, какой во всём этом смысл. Яков общего смысла тоже не нашёл, он сокрушался об упущенных возможностях, но он так и не понял, зачем всё это вообще было нужно. Вот и я пока не понимаю - зачем )
10.10.2018 в 02:30

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, меня тоже посмешило про гробы) Точней, я просто понимала его: ну вот такая у человека работа, любая профессия деформирует взгляд на вещи в ту или иную сторону)
Я тоже именно про эти вопросы. Есть ли в жизни смысл, кроме выживания? И где этот смысл можно найти?
10.10.2018 в 02:36

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, мне вот интересно название - скрипка Ротшильда именно. Т.е. по сути всю историю это была скрипка Якова, скрипкой Ротшильда она стала только в самом конце, а Чехов в названии написал именно так. Я всё думаю, почему? Может, потому что Яков хоть и играл на скрипке, но до самого конца не понимал всё это - искусство, боль, красоту? Для него это был по сути очередной способ прибыли или средство, чтоб успокоить нервы. И только в самом конце он начал играть от сердца, проникновенно, что сам разревелся, ещё и Ротшильда плакать заставил. И, может, Ротшильд с самого начала понимал скрипку, боль и прочее, потому у него и на флейте всегда грустно получалось? И поэтому как бы скрипка в конце словно обрела своего настоящего хозяина, достойного? Хотя при этом Ротшильд не играл своего, он играл мелодию, которую придумал Яков, но только переделанную немного под себя, повторить он не смог. В общем, вот этот момент мне интересен в плане рассуждения.
10.10.2018 в 02:44

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, ты права) Мне кажется, что Яков вначале не понимал музыку, и все-таки что-то такое в нем пробуждалось, когда он трогал скрипку в темноте и ему становилось легче. И у него был талант, про который говорил Ротшильд, но он его сам в себе не осознавал. А в остальном всё так. И название интересное, да. Как будто рассказывается история этой скрипки - откуда она у Ротшильда, кто придумал эту мелодию.
10.10.2018 в 02:52

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, да, талант у Якова был, но, видимо, ему пришлось измениться внутренне, чтобы этот талант открылся. И только смерть жены его как-то в этом плане по башке треснула. Но Якова мне почему-то совсем не жаль даже в конце, даже когда он осознал. Мне безумно жаль его жену, которая всю жизнь на него положила, а он забыл даже их молодые годы, вообще её мебелью какой-то считал... Это мне напомнило кстати другой рассказ Чехова - "Горе". Вот там вообще пиздец в конце, но герои главные схожи, как мне показалось. Вот этот перелом в отношении и к жизни, и к жене.
10.10.2018 в 03:33

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, перечитала "Горе". Да, есть такое, я думаю, в те времена это было обычным делом, и Чехов пытается показать, что это как бы не совсем правильно... У него вообще практически везде про какой-нибудь переломный момент, который меняет сознание, и это всегда какой-то тяжелый момент, болезненный. Мне кажется, что в жизни тоже так происходит, если люди не хотят задуматься как-то по-другому. В итоге получаешь какой-то сильный удар от жизни, раз уж по-хорошему с тобой не получилось. Интересно, что у него там в обоих рассказах мотив сна - там и Якову снится сон, и здесь токарь тоже засыпает, а пробудиться людей заставляет только смерть.
10.10.2018 в 03:49

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, вообще тема переломного момента - любимая у классиков. Оно и понятно, конечно. А у Чехова я вижу такой цинизм к людям, жизни. Я вижу, что он, например, не жалеет своих героев, потому и мне редко их жаль. Вот тот же Достоевский всегда жалеет, там это очень чувствуется. Может, опять же, потому что Чехов врач, у них всегда особое отношение к людям вырабатывается. Про сон - да, интересно! Мне кстати очень понравилась одна лекция Татьяны Толстой о Чехове, конкретно о Каштанке, но ещё о других немного. Она свою интересную теорию там выработала, нашла интересные моменты. Вообще, конечно, если взять любое произведение и прям начать в нём ковыряться, анализировать, можно действительно многое найти.
10.10.2018 в 03:56

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, да? Тебе кажется, что он циничен и не жалеет? Мне показалось, что он просто не хочет морализировать и давить на эмоции - типа, сам читатель должен сделать свой вывод. Достоевский совсем другой в этом плане) А какую теорию выработала Толстая? Очень интересно!
10.10.2018 в 04:02

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, вот почему-то да, у меня ощущение, что для него персонажи - как куколки, которых он двигает. Раз, ножку оторвал, раз - ручку, раз - бросил в коробку и забыл. Не знаю, так вот показалось... А Толстая там рассуждала о символе стука в его произведениях, там переломные моменты были связаны с переходом из помещения какого-то. А стук символизировал большую беду или даже смерть, поворот судьбы. Я нашла видео, но не уверена, что всё это было в одном видео, т.к. я много разных смотрела (точнее слушала на работе). Но вроде это то: www.youtube.com/watch?v=FOZped7C4Uc&t=3395s
10.10.2018 в 04:27

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, хм, ну надо же! Только вот прочитала в рассказе "Горе" про стук, как там голова покойницы стучала о сани. Посмотрю завтра видео! (так как у меня нет наушников, и сейчас его будет слышать весь дом)) Люблю такие штуки, находки всякие в литературных произведениях. Чехов да, кажется довольно-таки отстраненным от своих персонажей. Но я его скорее понимаю, потому что у меня тоже в последнее время изменился взгляд на жалость к другим (и к себе) - как будто это совершенно ненужная вещь, которая не даст понять сути происходящего.
10.10.2018 в 04:43

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, конечно, смотри потом как-нибудь, видео идёт час с лишним, а сейчас уже почти утро! Мы с тобой засиделись ) Если посмотришь, поделись потом впечатлениями, как тебе (если будет желание). Я вообще обожаю копаться во всём этом, находить смыслы, мне этого ужасно не хватает, вот таких разговоров! А насчёт отстранённости Чехова - я не осуждаю, даже не говорю, что это минус, скорее это его фишка, особенность. Холодный взгляд со стороны. Может, оно и правильно, но для меня из-за этого герои будто неживые, не знаю, как объяснить. Т.е. я перенимаю взгляд автора, становлюсь такой же отстранённой и безразличной, и вот это мне не очень нравится. Насчёт жалости к другим как таковой - при всей моей мизантропии я очень часто жалею людей (конкретных). Т.е. получается так, что человечество в целом ненавижу как вид, а конкретных людей могу любить прям до слёз и соплей каких-то. Нестыковки внутренние. Никогда не считала жалость чем-то негативным или унизительным, скорее наоборот. Люди друг друга совсем не щадят, топчут, режут морально и рвут на куски, а жалость для меня среди этого - это как желание уберечь человека что ли, укрыть, тебе жаль, что с ним происходит дерьмо, хочется его как-то прижать что ли, спасти. Короче, сложно объяснить, но мне кажется, в мире как раз не хватает жалости, люди разучились жалеть, кругом одна жестокость. Их не жалеет никто, они сами не могут из-за этого жалеть, и получается вечное "каждый сам за себя", хождение по головам и прочее.
10.10.2018 в 05:12

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, да, я понимаю, что ты хочешь сказать... Люди мало сочувствуют друг другу, и в этой жестокости нет совершенно ничего хорошего. Но есть версия, что и жалость к другим, и жестокость - это две стороны одного и того же (вот я в себе очень хорошо это увидела), и мне поэтому не кажется странным, что и у тебя тоже сочетается мизантропия и любовь к отдельным людям) Чехов, по-моему, уже вне этих понятий мыслит (или пытается мыслить). Такое и правда не сразу понимаешь, это может выглядеть странно и даже отталкивающе. А почему тебе не нравится быть отстраненной и безличной? Тебе кажется, что ты тоже становишься жестокой из-за этого?
10.10.2018 в 05:20

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, насчёт того, почему не нравится быть отстранённой - нет, я не чувствую себя из-за этого жестокой, скорее я себя чувствую мёртвой, мне делается просто скучно. С одной стороны, безразличие, например, к конкретным людям может быть огромным плюсом, спасением от страданий, от невзаимности, такое безразличие я люблю. Но когда речь идёт об искусстве (а литературу я тоже считаю искусством), мне важно быть небезразличной, мне важно испытывать эмоции, мне важно, чтобы это искусство какой-то отклик во мне находило, иначе всё теряет смысл. Как-то так. Не знаю, получилось ли объяснить.
10.10.2018 в 05:30

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, вполне получилось! По-моему, меня когда-то тоже раздражала манера некоторых авторов так писать, только не помню, кого, Золя, что ли... Прямо думала: "Ну вот написал ты, как всё плохо, ну и что, самый умный, что ли?")) В общем, это зависит от склада личности, наверное, от взаимоотношений с искусством... Если тебе важно, чтобы был эмоциональный отклик, то конечно же такое повествование будет сложно воспринимать. А про какого автора ты можешь сказать, что тебе нравится, как он пишет?
10.10.2018 в 14:53

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, Гюго моё всё ))
10.10.2018 в 15:14

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, о, ну Гюго вообще вне конкуренции, монументальный автор) Мы с тобой как-то обсуждали его.
10.10.2018 в 15:42

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, ага ) Дюма тоже люблю, особенно "Граф Монте-Кристо", это вообще одна из любимых книг. Там как-то в сюжет с головой ныряешь, книгу буквально проглатываешь страница за страницей. А Чехова я всегда читаю и смотрю, ну когда там уже конец-то )
11.10.2018 в 12:30

прыгнул с бубном и улетел.
qilla, я вдруг поняла, что не читала "Граф Монте-Кристо") Надо бы исправить, это ведь очень известная книга. Занесу в список. И буду сейчас смотреть лекцию Толстой) Блин, как приятно, что ты тоже филфаковский человек, так много интересного от тебя узнаю))
11.10.2018 в 12:56

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.(с)
light snow, "Граф Монте-Кристо" потрясающая книга, тебе наверняка понравится! Я даже наоборот тебе завидую, что ты ещё не читала )